Версия для печати

Болонский процесс

bolonskij processПроцесс сближения систем высшего образования стран Европы начался в середине 1970-х годов с принятием в ЕС Резолюции о программе сотрудничества в сфере образования. В 1999 году министрами образования 29 европейских государств была подписана так называемая Болонская декларация, положившая начало активной совместной работе по гармонизации систем высшего образования в Европе. Начавшись со стран Евросоюза, это движение далее расширилось и на другие европейские страны и получило название Болонского процесса.

 

 

 

 

 

Целями данного процесса являются:

  • построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
  • формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы;
  • повышение престижности в мире европейской высшей школы;
  • обеспечение конкурентоспособности европейских вузов;
  • достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования;
  • повышение качества образования;
  • повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, когда университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Болонская декларация, а также ряд иных международных документов, принятых в ее развитие, устанавливают следующие основные принципы формирования общеевропейского образовательного пространства:

  • введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования;
  • переход на многоступенчатую систему высшего образования (без конкретной привязки к модели бакалавриат-магистратура);
  • введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО;
  • повышение академической мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала;
  • обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования;
  • обеспечение регулируемой автономности вузов;
  • введение аспирантуры и докторантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьей ступени высшего образования);
  • придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования;
  • реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования (так называемое «образование в течение всей жизни»);
  • переход к общеевропейскому образовательному и исследовательскому пространству. Страны присоединяются к Болонской декларации на добровольной основе.

Основная стратегическая цель Болонского процесса уже достигнута - в 2010 г. на конференции министров образования в Вене и Будапеште было объявлено о начале функционирования Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). Фактическое же существование Европейского пространства высшего образования берет начало с 1 июля 2010 г. Сейчас цель Болонского процесса заключается в дальнейшем совершенствовании ЕПВО с целью повышения привлекательности и конкурентоспособности европейского образования в современном мире.

Формирование ЕПВО происходило и происходит в соответствии с принципом сохранения и согласования разнообразных национальных систем образования. Болонский процесс не требует унификации и подчинения, резких революционных шагов, оторванных от национальных контекстов. Важна продуманная, комплексная, гибкая стратегия эволюционного развития образования, нацеленная на повышение его качества. ЕПВО предполагает понятность, открытость, прозрачность систем высшего образования государств-участников Болонского процесса.

Вопрос о включении Беларуси в Европейское пространство высшего образования был обсужден и принят на конференции министров образования стран общеевропейского пространства высшего образования 14 мая 2015 в Ереване (Армения).

 

Официальный сайт http://www.ehea.info/

 

Основные документы

Декларация, Коммюнике Министров образования, аналитические доклады “Trend’s”

Лиссабонская конвенция

Руководство пользователя “Европейской системы накопления и перевода кредитов” (2005,2009,2015)

Дублинские дескрипторы

Стандарты и руководства для обеспечения качества высшего образования в европейском пространстве высшего образования (ESG)

Европейская рамка квалификаций

Европейский подход к оценке качества совместных программ

Ереванское коммюнике. Коммюнике Конференции министров Европейского пространства высшего образования (Ереван, Армения, 14-15 мая 2015 г.) Русский

Бухарестское коммюнике. Максимальное использование нашего потенциала: Консолидация Европейского пространства высшего образования. Коммюнике Конференции министров Европейского пространства высшего образования (Бухарест, Румыния, 26-27 апреля 2012 г.) Русский;

Будапештско-Венская декларация о создании Европейского пространства высшего образования. Принята 12 марта 2010 года на Юбилейной конференции министров образования стран-участниц Болонского процесса (Будапешт/Вена, 11-12 марта 2010 г.) Русский;

Левенское коммюнике. Болонский процесс 2020 - Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии. Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование (Левен/Лувен-Ла-Нев, 28-29 апреля 2009 г.) Русский;

Лондонское коммюнике. К Европейскому пространству высшего образования: откликаясь на вызовы глобализованного мира. Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование (Лондон, 17-18 мая 2007 г.) Русский;

Бергенское коммюнике. Европейское пространство высшего образования: достижение целей. Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование (Берген, Норвегия, 19-20 мая 2005 г.) Русский;

Берлинское коммюнике. Создание Европейского пространства высшего образования. Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование (Берлин, Германия, 19 сентября 2003 г.) Русский;

Пражское коммюнике. К зоне Европейского высшего образования. Коммюнике встречи европейских министров, ответственных за высшее образование (Прага, Чехия, 19 мая 2001 г.) Русский;

Петеборгская декларация студентов (Гётеборг, Швеция, 25 марта 2001 г.) Русский;

Болонская декларация: Зона Европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования (Болонья, Италия, 19 июня 1999 г.) Русский;

Сорбонская декларация. Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования четырех министров, представляющих Великобританию, Германию, Францию и Италию (Сорбонна, Франция, 25 мая 1998 г.) Русский;

Лиссабонская конвенция. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе (Лиссабон, Португалия, 11 апреля 1997 г.) Русский;

Великая хартия европейских университетов (Болонья, Италия, 18 сентября 1988 г.)  Русский.

Рабочий план по внедрению инструментов ЕПВО на 2019 г.

 

УНИВЕРСИТЕТ В МИРЕ